Мир выбился из графика выполнения задач в области образования еще до пандемии COVID-19. По оценкам, 84 млн детей и молодых людей по-прежнему не будут посещать школу, а примерно 300 млн учащихся так и не обретут базовых навыков счета и грамотности, необходимых для достижения успеха в жизни. Для достижения цели 4 необходимо переформатировать системы образования и сделать финансирование образования одним из приоритетных направлений национальной инвестиционной деятельности.
Показатель участия в организованном обучении за год до достижения официального возраста поступления в начальную школу остается на уровне около 75 процентов, что все еще далеко от выполнения задачи обеспечить к 2030 году всем девочкам и мальчикам доступ к качественному дошкольному обучению.
Примерно четверть начальных школ во всем мире не была обеспечена основными услугами, такими как электроснабжение, снабжение питьевой водой и базовые средства санитарии.
Более 14 процентов учителей во всем мире все еще не имеют квалификации, соответствующей национальным нормам, причем с 2015 года ситуация практически не улучшилась.
Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8 %. В свою очередь, если охват детей дошкольным образованием в 2011 году составил 18,2 %, то в 2020 году этот показатель вырос до 50,9 %. Также, доля учителей с высшим педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях увеличилась с 94,2 % в 2011 году до 99,1 % в 2020 году. Кроме того, можно наблюдать рост доли учителей с педагогическим образованием в дошкольном образовании с 95 % в 2011 году до 98,3 % в 2020 году. При этом сохраняется высокий уровень грамотности и обеспечивается существенный рост успеваемости в среднем образовании.
В свою очередь, прием в высшие учебные заведения значительно отстает от показателей стран с аналогичным уровнем развития. Что касается охвата высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше, несмотря на то, что этот показатель в 2011-2020 годах увеличился с 14,4 % до 16,5 %, Узбекистан также отстает от стран региона и мира и в настоящее время планирует поэтапно расширять охват. Следует отметить, что существует значительный разрыв в функциональных компетенциях учителей городских и сельских образовательных учреждений, и не разработана надлежащая система оценки качества образования.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.
Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.
Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.
Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельности.
Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью, улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с инвалидностью, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.
Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые им для оказания содействия устойчивому развитию.
Задача 4.а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.
Задача 4.b. К 2030 году принять меры по увеличению кредитов и грантов, в том числе международных кредитов и грантов, выделяемых на обучение в высших учебных заведениях.
Задача 4.с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе за счет международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№ | Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
1 | Индикатор 4.2.1. Доля детей в возрасте от трех до пяти лет, которые развиваются должным образом в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия в разрезе по полу: 6) | ||||||||||||||||||||||||
а) всего детей; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 82,6 | - | |
b) девочки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 86,2 | - | |
c) мальчики. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 79,3 | - | |
2 | Индикатор 4.2.2. Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе по полу: | ||||||||||||||||||||||||
а) всего детей; | 13,8 | 14,2 | 14,8 | 15,1 | 15,7 | 15,5 | 16,5 | 20,8 | 18,9 | 19,7 | 18 | 18,6 | 22,4 | 20,5 | 21,8 | 21,9 | 29,7 | 30,8 | 40,6 | 62,7 | 68,0 | 75,1 | 84,2 | 78,6 | |
b) девочки; | - | - | - | - | - | - | - | 20,9 | 18,9 | 19,7 | 17,8 | 18,4 | 22,6 | 19,8 | 20,1 | 21,6 | 28,8 | 30,6 | 39,8 | 62,6 | 68,5 | 76,4 | 83,4 | 70,6 | |
c) мальчики. | - | - | - | - | - | - | - | 20,6 | 18,8 | 19,7 | 18,2 | 18,7 | 19,5 | 21,2 | 21,5 | 22,6 | 30,5 | 31,0 | 41,2 | 62,8 | 67,5 | 73,9 | 85,0 | 86,1 | |
3 | Индикатор 4.4.1. Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий, в разбивке по видам навыков: 9) | ||||||||||||||||||||||||
Копирование или перемещение файла или папки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 38,3 | 39,4 | 39,7 | 39,7 | 43,5 | 43,9 | 45,1 | |
Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 19,3 | 22,4 | 22,7 | 23,3 | 23,6 | 24,1 | 29,3 | |
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 13,8 | 14,1 | 14,2 | 15,2 | 15,6 | 15,9 | 16,2 | |
Использование основных арифметических формул в электронной таблице; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10,0 | 10,5 | 11,1 | 14,0 | 14,4 | 14,7 | 14,9 | |
Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4,8 | 5,4 | 5,5 | 4,8 | 6,8 | 7,2 | 7,5 | |
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 5,1 | 5,4 | 5,8 | 6,3 | |
Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5,7 | 6,7 | 6,8 | 7,2 | 7,4 | 7,8 | 8,4 | |
Передача файлов между компьютером и другими устройствами; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4,3 | 4,4 | 4,7 | 5,0 | 5,8 | 6,7 | 9,1 | |
Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,2 | 1,2 | 1,4 | 2,6 | |
в том числе доля молодежи в возрасте 15-24 лет: | |||||||||||||||||||||||||
Копирование или перемещение файла или папки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 56,6 | 56,8 | 59,5 | 59,5 | 58,1 | 62,5 | 70,2 | |
Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 27,5 | 36,4 | 36,3 | 36,0 | 38,3 | 40,0 | 51,0 | |
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 19,6 | 19,2 | 21,1 | 22,0 | 19,4 | 18,6 | 23,2 | |
Использование основных арифметических формул в электронной таблице; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 16,2 | 19,7 | 18,6 | 20,5 | 20,5 | 26,0 | 25,4 | |
Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8,7 | 7,7 | 8,6 | 7,1 | 7,2 | 14,8 | 10,6 | |
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 7,2 | 6,7 | 7,1 | 6,9 | 6,4 | 9,9 | 8,4 | |
Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11,4 | 14,4 | 10,7 | 11,9 | 11,5 | 14,2 | 15,8 | |
Передача файлов между компьютером и другими устройствами; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6,6 | 8,8 | 7,4 | 7,9 | 8,9 | 11,4 | 15,7 | |
Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 0,3 | 1,7 | 2,6 | 4,4 | |
4 | Индикатор 4.5.1. Индексы паритета (сельская и городская местность, уровень благосостояния) в системе образования: | ||||||||||||||||||||||||
a) всего; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,92 | 0,93 | 0,92 | 0,92 | 0,92 | 0,93 | 0,94 | |
b) город; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,91 | 0,94 | 0,93 | 0,93 | 0,91 | 0,91 | 0,96 | |
c) село; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,92 | 0,92 | 0,92 | 0,92 | 0,93 | 0,95 | 0,93 | |
1 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,92 | 0,92 | 0,92 | 1,07 | 1,03 | 1,03 | 1,05 | |
2 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,97 | 0,96 | 0,96 | 0,91 | 0,96 | 0,97 | 0,96 | |
3 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,90 | 0,88 | 0,89 | 0,90 | 0,90 | 0,89 | 0,99 | |
4 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,88 | 0,89 | 0,90 | 0,93 | 0,87 | 0,88 | 0,87 | |
5 квинтил. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,78 | 0,78 | 0,79 | 0,78 | 0,84 | 0,86 | 0,85 | |
5 | Индикатор 4.a.1. Доля школ, обеспеченных: | ||||||||||||||||||||||||
a) электроэнергией; | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
b) доступом к Интернету для учебных целей; 10) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 87,9 | 86,3 | 83,2 | 78,7 | 92,5 | 94,9 | 97,3 | |
c) компьютерами для учебных целей; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 87,3 | 97,0 | 96,1 | 97,5 | 97,7 | 97,7 | 98,1 | |
d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 26,5 | 30,5 | 32,4 | 38,0 | 49,8 | 55,5 | |
e) базовыми источниками питьевой воды; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 34,4 | 79,6 | 81,2 | 83,0 | 86,5 | 88,1 | 94,4 | |
f) раздельными минимально оборудованными туалетами; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 15,4 | 73,3 | 76,3 | 78,9 | 81,3 | 86,6 | 99,1 | |
g) базовыми средствами для мытья рук. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 59,0 | 84,2 | 86,7 | 89,5 | 90,9 | 91,1 | 96,9 | |
6 | Индикатор 4.c.1. Доля учителей, обладающих минимально требуемой квалификацией в разбивке по уровню образования: | ||||||||||||||||||||||||
1. Дошкольных учреждениях: 11) | - | - | - | - | - | - | - | - | 95,3 | 95,2 | 94,7 | 95,0 | 98,5 | 96,3 | 95,9 | 97,0 | 98,0 | 98,4 | 95,6 | 95,8 | 98,3 | 98,8 | 96,1 | 97,2 | |
a) в государственных учреждениях; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 95,9 | 98,6 | 99,0 | 97,2 | 97,9 | |
b) в негосударственных учреждениях. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 95,5 | 95,9 | 96,3 | 87,4 | 89,9 | |
2. Общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 90,2 | 94,2 | 95,2 | 93,5 | 96,6 | 97,4 | 98,8 | 99,0 | 99,4 | 99,3 | 99,1 | 99,0 | 99,0 | 98,9 | |
a) в государственных учреждениях; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 99,3 | 99,1 | 99,0 | 99,0 | 98,9 | |
b) в негосударственных учреждениях. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 99,5 | 98,3 | 92,5 | 94,3 | 99,1 |
6) Результаты обследования MICS
9) По отдельным годам данные были пересчитаны
10) 2017-2019 гг. доля школ обеспеченных доступом в "ZiyoNet"
11) 2008-2017 гг. доля педагогов со средним специальным образованием в общем числе педагогов со средним специальным образованием