Прогресс в достижении цели 17 нельзя назвать безоговорочным. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в таких областях, как помощь в целях развития, денежные переводы и доступ к технологиям. В то же время мобилизация ресурсов для финансирования развития остается серьезной проблемой, особенно в странах с низким уровнем дохода. Многие развивающиеся страны борются с рекордной инфляцией, растущими процентными ставками и угрозой бремени задолженности, конкурирующими приоритетами и ограниченными возможностями для бюджетного маневра.
Согласно данным за 2021 год, поступившим от 130 стран, государственные поступления составляли в среднем около 33 процентов от ВВП. Кроме того, общий показатель налогового бремени, или поступлений в виде налогов, составлял в среднем 26 процентов от ВВП в развитых странах и 17 процентов от ВВП в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.
Чистые потоки ОПР составили в 2022 году 206 млрд долл. США (в текущих ценах), что в реальном выражении превышает показатель 2021 года на 15,3 процента.
В 2022 году Интернетом пользовались, по оценкам, 66 процентов населения мира (5,3 миллиарда человек) по сравнению с 40 процентами (3 миллиарда человек) в 2015 году. В 2022 году число мужчин превышало число женщин среди пользователей Интернета во всем мире на 259 миллионов человек.
Узбекистан активно участвует в реализации Целей устойчивого развития. Агентства системы ООН оказывали содействие правительству в реализации программ развития страны с 1993 года. С 1992 года, общая сумма финансового содействия системы ООН составила около 471 миллиона долларов США. Данная финансовая поддержка выразилась в передаче передового опыта других стран, в целях развития Узбекистана.
Цели Устойчивого Развития имеют особое значение для республики, потому что впервые в истории ООН в процессе всеобъемлющего глобального консультационного процесса было выработано единое видение развития до 2030 года. Данная повестка дня была утверждена 193-мя государствами-членами ООН и, таким образом, представляет собой всеобщее видение мира до 2030 года. Идея ЦУР заключаются в том, что процесс экономического развития должен идти рука об руку с совершенствованием социальной защиты и вовлечением уязвимых групп населения в процесс развития.
В целом, последовательная реализация осуществляемых в Узбекистане реформ должна способствовать успешному достижению целей, обозначенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также росту благосостояния населения и решению актуальных социально-экономических вопросов в республике.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 17.1. Усилить мобилизацию ресурсов из внутренних и внешних источников, с тем, чтобы обеспечивать необходимый уровень социально-экономических программ.
Задача 17.3. Мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы из внешних источников для реализации программ социально-экономического развития.
Задача 17.4. Поддерживать уровень государственного долга на уровне, обеспечивающим устойчивость финансово-экономического состояния страны.
Задача 17.6. Расширение международного сотрудничества в сфере науки, техники и инноваций, стимулирование обмена знаниями в целях осуществления структурных реформ.
Задача 17.8. Обеспечить к 2030 году полномасштабное функционирование банка технологий и механизма развития науки, технологий и инноваций и расширить использование высокоэффективных технологий, в частности, информационно-коммуникационных технологий.
Задача 17.13. Повысить макроэкономическую стабильность, в том числе посредством координации политики и обеспечения последовательности политики.
Задача 17.14. Сформировать долгосрочные механизмы для интеграции принципов устойчивого развития в принимаемые решения, разрабатываемые и реализуемые стратегии и программы.
Задача 17.17. Стимулировать эффективное партнерство между государственным и частным секторами, институтами гражданского общества при реализации программ социально-экономического развития.
Задача 17.18. К 2025 году значительно повысить доступность высококачественных, актуальных и достоверных данных, дезагрегированных по уровню доходов, полу, возрасту, расе, этнической принадлежности, гражданству, социальному статусу, местоположению и другим характеристикам, актуальным в национальных контекстах.
Задача 17.19. К 2030 году, опираясь на нынешние инициативы, разработать в дополнение к показателю валового внутреннего продукта и другие показатели измерения прогресса в деле обеспечения устойчивого развития и содействовать наращиванию потенциала в области статистики.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№ | Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
1 | Индикатор 17.1.1. Общий объем государственных доходов в процентном отношении к ВВП в разбивке по источникам. 4) | 27,9 | 25,7 | 25,0 | 23,8 | 22,4 | 21,6 | 20,7 | 18,0 | 15,2 | 14,0 | 17,2 | 16,5 | 16,7 | 17,1 | 17,0 | 16,5 | 16,1 | 15,6 | 18,6 | 21,2 | 22,1 | 22,4 | 22,7 | 22,0 |
2 | Индикатор 17.1.2. Доля национального бюджета, финансируемая внутренними налогами. 4) | - | - | - | - | - | - | - | 82,0 | 82,7 | 77,7 | 79,0 | 79,8 | 77,8 | 75,5 | 73,7 | 75,4 | 76,6 | 76,0 | 68,5 | 74,3 | 77,9 | 67,2 | 73,6 | 81,2 |
3 | Индикатор 17.3.1. Доля средств, поступающих по линии прямых иностранных инвестиций, официальной помощи в целях развития и сотрудничества Юг - Юг, от валового национального дохода. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10,0 | 11,1 | 11,9 | 22,4 |
4 | Индикатор 17.3.2. Объем денежных переводов (в долларах США) в процентном отношении к ВВП. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6,9 | 11,8 | 14,9 | 14,6 | 12,3 | 14,0 | 21,6 | 15,3 |
5 | Индикатор 17.4.1. Доля поступлений от экспорта товаров и услуг, расходуемая на обслуживание долга. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,1 | 2,5 | 3,1 | 3,6 | 3,7 | 4,0 | 4,2 | 7,0 | 8,1 | 8,4 | 11,5 |
6 | Индикатор 17.6.1. Число стационарных абонентов широкополосного Интернета в разбивке по скорости: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,5 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,9 | 2,2 | 3,2 | 4,2 | 5,2 | 6,1 |
от 256 кбит/сек. до 2 Мбит/сек.; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,1 | 0,1 | 0,04 | 0,2 | 0,0 | |
от 2 Мбит/сек. до 10 Мбит/сек.; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1,8 | 2,4 | 1,7 | 1,2 | 0,8 | |
от 10 Мбит/сек. до 30 Мбит/сек.; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,2 | 0,6 | 2,1 | 2,6 | 3,4 | |
от 30 Мбит/сек. до 100 Мбит/сек.; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,05 | 0,1 | 0,3 | 0,8 | 1,0 | |
свыше 100 Мбит/сек. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,01 | 0,01 | 0,06 | 0,3 | 0,9 | |
7 | Индикатор 17.8.1. Доля населения, пользующегося Интернетом. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 48,7 | 55,2 | 70,4 | 71,1 | 76,6 | 83,9 | 89,0 |
8 | Индикатор 17.13.1. Единый набор контрольных макроэкономических показателей: 9) | ||||||||||||||||||||||||
a) объем ВВП, в млрд сум.; | 3 255,6 | 4 925,3 | 7 450,2 | 9 844,0 | 12 261,0 | 15 923,4 | 21 124,9 | 28 190,0 | 38 969,8 | 49 375,6 | 78 936,6 | 103 232,6 | 127 590,2 | 153 311,3 | 186 829,5 | 221 350,9 | 255 421,9 | 356 453,8 | 473 652,8 | 594 659,6 | 668 038,0 | 820 536,6 | 995 573,1 | 1 192 162,5 | |
b) Темпы роста ВВП, в процентах к предыдущему году; | 3,8 | 4,2 | 4,0 | 4,2 | 7,4 | 7,0 | 7,5 | 9,5 | 9,0 | 8,1 | 7,1 | 7,5 | 7,1 | 7,3 | 6,9 | 7,2 | 5,9 | 4,4 | 5,6 | 6,8 | 1,6 | 8,0 | 6,0 | 6,3 | |
c) ВВП на душу, тыс. сум.; | 132,1 | 197,3 | 294,8 | 385,0 | 474,0 | 608,5 | 797,5 | 1 049,2 | 1 427,3 | 1 778,2 | 2 763,7 | 3 518,6 | 4 285,2 | 5 069,3 | 6 074,2 | 7 072,2 | 8 020,1 | 9 802,1 | 14 372,2 | 17 708,5 | 19 515,0 | 23 500,9 | 27 927,8 | 32 740,6 | |
d) объем ВВП по паритету покупательной способности узбекского сума к доллару США: | |||||||||||||||||||||||||
всего, млрд долларов США; 20) | 65,6 | 69,8 | 73,8 | 78,3 | 86,4 | 95,3 | 105,5 | 118,6 | 131,8 | 143,5 | 156,3 | 171,5 | 180,5 | 190,6 | 199,8 | 209,1 | 216,5 | 221,6 | 237,0 | 252,3 | 257,3 | 285,0 | 322,3 | 354,1 | |
на душу, долларов США. | 2 662 | 2 798 | 2 919 | 3 063 | 3 341 | 3 642 | 3 983 | 4 414 | 4 828 | 5 169 | 5 471 | 5 845 | 6 062 | 6 303 | 6 495 | 6 680 | 6 797 | 6 841 | 7 193 | 7 514 | 7 516 | 8 162 | 9 042 | 9 725 | |
9 | Индикатор 17.17.1. Сумма, выделяемая на государственно-частные партнерства в области инфраструктуры, млн долларов США. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 18,45 | 17,82 | - |
10 | Индикатор 17.18.1. Показатель эффективности в области статистики (индекс статистической эффективности) для отслеживания хода достижения целей в области устойчивого развития, индекс/место в рейтинге среди стран мира. 20) | - | - | - | - | 57,8/87 | 60,0/92 | 57,8/100 | 57,8/101 | 61,1/87 | 57,8/100 | 61,1/91 | 61,1/97 | 57,8/105 | 57,8/103 | 54,4/114 | 51,1/123 | 38,7/143 | 44,6/143 | 51,2/134 | 54,9/117 | 65,5/83 | 70,0/90 | 72,9/80 | 72,8/78 |
11 | Индикатор 17.18.2. Наличие национального статистического законодательства, соответствующего Основополагающим принципам официальной статистики. | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
12 | Индикатор 17.18.3. Наличие полностью финансируемого и осуществляемого национального статистического плана, в разбивке по источникам финансирования. | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
4) Данные были пересчитаны в связи с переоценкой ВВП на 2010-2020 гг.
9) По отдельным годам данные были пересчитаны
20) 2004-2015 гг. Индикатор назывался "Показатель потенциала в области статистики (индекс статистического потенциала) для отслеживания хода достижения целей в области устойчивого развития". По данным Всемирного Банка